АСУ-Т

АСУ-Т система контроля и управления эксплуатационным технологическим оборудованием и устройствами для тоннелей и метрополитенов

Современные транспортные тоннели и метрополитены это капитальные сооружения, рассчитанные на длительные сроки эксплуатации (100 и более лет). В течение всего этого срока они должны удовлетворять требованиям эксплуатационной надежности, обеспечивая безопасность для жизни людей.

В соответствии с действующими нормами и стандартами транспортные тоннели и метрополитены оснащаются эксплуатационными системами жизнеобеспечения и безопасности:

  • автоматической пожарной сигнализации;
  • автоматического пожаротушения;
  • громкоговорящего оповещения;
  • охранной сигнализации, контроля доступа;
  • интерактивного видеонаблюдения;
  • технологической и аварийной (противодымной) вентиляции;
  • электроосвещения тоннелей – рабочее, аварийное и архитектурное;
  • электроснабжения и резервированного электропитания;
  • заградительной сигнализацией и управления движением;
  • контроля микроклимата и вредностей;
  • геотехнического мониторинга и контроля состояния обделки.

Используемые в настоящий момент техника и технологии при строительстве транспортных тоннелей и метрополитенов не располагают абсолютно безопасными средствами контроля и управления работой эксплуатационных устройств в чрезвычайных ситуациях. Это обусловлено многочисленными и разнообразными факторами, которые проявляются неожиданно, развиваются стремительно, и не всегда удается принимать быстрые и адекватные меры по их ликвидации, спасению людей и материальных ценностей.

АСУ-Т является связующим звеном между комплексом систем безопасности, предназначенных для обнаружения признаков чрезвычайных ситуаций, и эксплуатационными системами жизнеобеспечения, используемых для управления развитием и устранением опасных факторов чрезвычайных ситуаций.

ООО «СЭМ» выполняет весь цикл работ по разработке, производству и вводу в эксплуатацию комплексных систем АСУ ТП, АСДУ, телемеханики и АИИС КУЭ, для транспортных тоннелей и метрополитенов.

Перечень услуг:

  • предпроектное обследование объектов автоматизации;
  • разработка технического задания на проектирование;
  • создание технического проекта и разработка рабочей документации;
  • комплектацию рабочего объекта;
  • монтажные и пусконаладочные работы;
  • ввод в промышленную эксплуатацию;
  • калибровку измерительных каналов;
  • обучение персонала заказчика;
  • сопровождение и техническое обслуживание технических средств.

Компонентами системы АСУ-Т являются сертифицированные модули ШСИ, ШАСУ, БСИ, СИТ, БОД, АРМ.

Основным компонентом системы АСУ-Т является программно-технический комплекс шкаф сбора информации (ШСИ). ШСИ (шкаф сбора информации) предназначен для сбора информации о состоянии и управления технологическим оборудованием объекта.

Способ подключения внешнего оборудования к шкафу ШСИ определяется проектным решением — сухие контакты, любые типы интерфейсов с открытыми протоколами. Может поставляться с предустановленным прикладным программным обеспечением для параметризации придаваемых функций.
Условные обозначения шкафов ШСИ:
ШСИNN — XXX/YYY/ZZZ/RR-P-O-S-K
1 2 3 4 5 6 7 8 9
где: N,X,Y,Z,R,P,O,S,K – цифра от «0» до «9», или любая буква от «A» до «Z»,
или от «А» до «Я», либо спец. символы «.» «:» «/» «-», либо их отсутствие,
в зависимости от варианта комплектации и мощности системы.

  1. Обозначение вида – модификация NN
  2. Кол-во сигналов ТУ (дискретные выходы) (телеуправление) (0…500)
  3. Кол-во сигналов ТС (дискретные входы) (телесигнализация) (0…500)
  4. Кол-во сигналов ТИ (токовый 4…20 мА) (телеизмерение) (0…500)
  5. Кол-во коммуникационных модулей (0…99)
  6. Кол-во процессоров (1…9)
  7. Оптический кросс:

    1. оптический кросс наружного исполнения,
    2. оптический кросс внутреннего исполнения.
  8. Типоразмер

В настоящее время разработаны и производятся в соответствии со специфическими требованиями заказчика шкафы следующих модификаций:

Метрополитены СПЗ ШСИ02
Метрополитены КАС ДУ ШСИ04
Железнодорожные и автомобильные тоннели ШСИ09
Железнодорожные и автомобильные тоннели с повышенными требованиями по климатическим и сейсмическим условиям ШСИ19

Шкаф ШСИ может комплектоваться новейшим модульным промышленным контроллером с возможностью «горячего» резервирования серии ММ производства компании СЭМ.

Для надежности системы АСУ-Т так же предусмотрено резервирования каналов связи и дублирование хранения и обработки данных.

Для резервирования каналов связи используются оптоволоконные линии связи с кольцевой топологией. На верхнем уровне, для дублирования, хранения и обработки данных, используются серверы хранения данных (БОД) под управлением SCADA-системой.

Электропитание всех компонентов АСУ-Т производится от системы резервированного электропитания СРЭП.

Типовая схема системы АСУ-Т

Статья: «Автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) в железнодорожных тоннелях Олимпийской трассы»